Проповедь в день памяти св. вмц. Варвары. День памяти святой великомученицы Варвары Проповедь в день памяти св великомученицы варвары

Сердечно поздравляю вас, братья и сестры, с нашим престольным праздником - днем памяти святой великомученицы Варвары. Несмотря на то, что мы по-особому почитаем, любим и прославляем святую достохвальную великомученицу Варвару, мне бы хотелось напомнить вам, хотя бы кратко, о тех святых, которых сегодня так же прославляет Святая Христова Православная Церковь. Это - святитель Геннадий, архиепископ Новгородский и преподобный Иоанн Дамаскин.

Святитель Геннадий жил в ХV в., и те из нас, кто знаком с историей государства Российского и историей Русской Православной Церкви, знают, что это было непростое время и для России, и для Церкви. Это было время так называемой жидовской ереси, когда под видом купцов иудеи приезжали в Новгород и тайно распространяли там свое учение. Их влияние распространялось не только у новгородцев, но достигло и самой Москвы. Как выяснилось впоследствии, эта ересь глубоко проникла даже в среду царского двора и имела влияние на начальствующих в Церкви. И вот святитель Геннадий на протяжении почти 20 лет непрестанно сражался с этим опасным лжеучением, целью которого было разрушение Русской Православной Церкви и Русского государства. И по милости Божией, его трудами и молитвами, а так же трудами его сподвижника - преподобного Иосифа Волоцкого, Господь даровал мир и благоденствие и Церкви, и государству Российскому. Мы знаем из истории, что к XIV веку Священное Писание неоднократно переписывалось и, естественно, при переписке вкрадывались ошибки. Еретики намеренно использовали это в своих целях, стараясь, чтобы как можно больше было ошибок в Священном Писании, с тем, чтобы исказить истинное учение Церкви. Перед Русской Церковью встала задача сличения древних текстов с новыми, переведенными на славянский язык, и устранения ошибок. И именно благодаря трудам святителя была создана так называемая "Геннадьевская" Библия, которая потом легла в основу Библии "Острожской", а она, в свою очередь, легла в основу "Елизаветинской" Библии, той самой, которая была издана в XVIII в., и текстом которой мы пользуемся, читая Священное Писание на церковнославянском языке. И еще один немаловажный факт из жизни святителя Геннадия. Он жил в XV веке. Если прибавить пять с половиной тысяч лет Ветхого Завета к полутора тысячам лет Нового Завета - получится семь тысяч лет. Я не случайно занялся этой арифметикой. Дело в том, что тогда было много таких настроений (они и сегодня нам хорошо известны), которые можно назвать апокалип тическими. Тогда даже Церковный Собор не стал исчислять Пасхалию на 8 тысячелетие - так сильно было влияние тех, кто считал, что 7 тысячелетием мир завершит свое существование. Именно в это время святитель Геннадий выступил со смелым словом, говоря о том, что тайна Второго Пришествия Христова глубока, и Господь призывает нас к тому, чтобы мы не страшились кончины мира, а ожидали Второе Пришествие с надеждой и упованием, и чтобы эта встреча с Господом была бы для нас самой великой радостью. Именно благодаря его усилиям была исчислена Пасхалия на 8 тысячелетие. И вот уже прошло 500 лет, а мир по-прежнему, по милости Божией, существует. Почему я обращаю ваше внимание на это? Да потому, что диавол хитер и коварен и подчас под благовидными предлогами старается вложить в наш ум, сознание и сердце различные колебания, сомнения и страхи. Но не колебаться мы должны, а уповать на милость Божию. И этому всему учит нас святитель Геннадий, память которого сегодня совершает наша Святая Христова Православная Церковь.

Несколько слов хочется сказать и о жизни другого величайшего отца - преподобного Иоанна Дамаскина. Это был гениальнейший гимнограф, который составил многие тексты нашего православного богослужения. Когда мы совершаем панихиду - мы читаем те самые слова, которые были написаны Иоанном Дамаскиным, потому что чин канона и многие стихиры составлены этим преподобным отцом. Когда мы радуемся и ликуем в Пасху, переживая праздник Воскресения Христова, опять мы слышим слова, написанные Иоанном Дамаскиным, потому что Пасхальный канон и пасхальные стихиры являются его творением. Ежедневно мы читаем его молитвы и в утреннем, и в вечернем правиле. Он составил канон и на Рождество Христово, и на Богоявление. Именно благодаря Иоанну Дамаскину мы знаем Осьмогласник, т. е. тот самый Октоих, по которому совершается все православное богослужение. Я еще раз повторяю: это был гениальнейший гимнограф Церкви Христовой. Но сегодня мы вспомним событие из его жизни, которое очень ярко показывает, какой ценой совершалось это творчество, и почему Господь даровал ему такое дивное вдохновенное слово. Известно, что преподобный жил в VIII в. Это тоже было непростое время. Именно в это время Церковь раздирала новая ересь - ересь иконоборчества. Иоанн Дамаскин - человек знатный, высокообразованный, занимая большую должность при дворе дамасского халифа в Сирии, написал много слов и писем в защиту иконопочитания. И Византийский император Лев III Исавр, при котором начались гонения на иконы, зная и негодуя об этом, но, не имея возможности влияния на Иоанна, пошел на хитрость. Он написал халифу письмо, в котором писал, что Иоанн, якобы, прислал ему письмо с подробным планом переворота и захвата Дамаска. Когда халиф получил это письмо, он пришел в ярость и тут же приказал отсечь Иоанну правую руку - ту руку, которой, как он думал, было написано это предательское письмо. Приказание было тотчас исполнено. К вечеру того же дня друзья принесли страдальцу отсеченную руку, а он слезно молился пред образом Божией Матери. Преподобный как бы "приставил" отсеченную руку на "место", и совершилось чудо - рука приросла, и только шрам напоминал о произошедшем. Дивный гимн Божией Матери "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; Ангельский собор и человеческий род:" нам хорошо известен и поныне. Именно этими словами преподобный обращался к Божией Матери в тот момент. Мы знаем образ Божией Матери "Троеручица". Почему он так называется? Да потому, что третья рука, изображенная на иконе, - это рука Иоанна Дамаскина, которая была чудесным образом исцелена Царицей Небесной. Вот каким подвигом, какими молитвами достигалась чистота Святого Православия!

И, конечно же, сегодня нам никак нельзя умолчать о святой великомученице Варваре. Вся ее жизнь является примером для доброго подражания. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на два момента: подвиг девства и подвиг мученичества - принесения себя Христу. Ее целомудрие заключалось во всей полноте того самого понятия, которое мы вкладываем в это слово. И благодаря этому целомудрию она и сохранила ту самую чистоту сердца, которая позволила ей познать истинного Бога. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5;8), - так учит нас Священное Писание. Мы знаем из жития великомученицы, что отец Варвары, богатый и знатный человек в Илиополе Финикийском, Диоскор безумно любил свою дочь и хотел оградить ее от всякого внешнего влияния, понимая, как она необыкновенно красива, умна и талантлива. Он старался изо всех сил не допускать никакого общения ее с внешним миром, так что она могла созерцать красоту Богом созданного мира только из той башни, в которую была заточена. И, находясь в этой башне, юная дева, еще не просвещенная светом истинного богопознания, но, взирая на красоту окружающего ее мира, пришла к познанию единого истинного Бога. Так красота внешнего мира, частицей которого она являлась, родила в ней стремление к познанию красоты неземной, красоты небесной, красоты Божественной.

Я еще и еще раз хочу вам сказать, как поучительны для нас жития тех святых, память которых сегодня совершает Церковь. Святитель Геннадий учит нас тому, чтобы мы больше уповали на Бога; чтобы никого и ничего не боялись (ибо, что может случиться с нами ужасного, если с нами Бог?); чтобы не вошло в наше сознание и сердце смущение и страх оттого, что близко Второе Пришествие, скоро уже грядет Господь, но дата его прихода нам неизвестна, и она никому не будет известна, потому что Господь прямо об этом сказал: "О дне и часе никто не знает". Поэтому мы должны не колеблясь, не смущаясь и ничего не боясь, делать все в своей жизни, чтобы для нас этот приход был радостен, а не страшен. И мне бы хотелось напомнить вам слова, которые на протяжении двух тысяч лет провозглашает наша Церковь: "Ей, гряди, Господи Иисусе!".

Преподобный Иоанн Дамаскин учит нас, как стойки мы должны быть при различных испытаниях, как непримиримы к различным ересям, которые, к сожалению, и поныне колеблют нашу Церковь. Мы знаем, сколько сегодня новоявленных проповедников прибыло к нам, чтобы "открыть" нам истинного Бога, под разными благовидными предлогами стараясь нас обольстить и увести из лона Православной Церкви. И, чего греха таить, многие православные улавливаются в эти сети, поддаются льстивым посулам и обещаниям и уходят из Православия. И преподобный Иоанн Дамаскин своею жизнью учит нас тому, как твердо мы должны стоять на позициях нашей Церкви, и ничто не должно свернуть нас с этого пути Христова, пути, по которому всех нас зовет идти Святая Христова Православная Церковь.

А житие святой великомученицы Варвары, конечно же, братья и сестры, прежде всего, учит нас целомудрию. И сегодня, по милости Божией, никто нас не вынуждает идти на мученическую смерть ради нашего исповедания, ради нашей веры, ради нашей любви ко Христу. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание вот на что. Слово мученик в переводе с греческого на русский означает свидетель. О чем свидетельствовали мученики? Они свидетельствовали о том, что Господь близко. Он - рядом с тем, кто верует в Него, кто уповает на Него, кто стремится к Нему. Господь никогда не оставляет этого человека. Почему я говорю об этом? Да потому, что нас не ведут на эшафоты, нас не ведут на костры, на виселицы, не заставляют отрекаться от Христа и от Церкви ради земных благ, но, к сожалению, как часто мы колеблемся в выборе при самых, может быть, небольших испытаниях, которые выпадают на нашу долю. При первом же нестроении мы начинаем роптать, жаловаться, искать какие-то свои пути, не доверяя Богу, и требуем от Него при этом скорейшего выхода из данной ситуации. Но если Господь медлит, то начинают в нас рождаться сомнения: а действительно ли слышит меня Господь? А, может быть, Его вовсе и нет, и я зря к Нему обращаюсь? И здесь я хочу обратить ваше внимание на жизненный подвиг великомученицы Варвары, потому что за теми невзгодами и гонениями, за той физической смертью, которая грозила ей за ее веру и верность Христу, она видела Бога, она знала, что Он ее не оставит, она твердо верила в своего Спасителя. И она мужественно отдает свою жизнь, совсем еще юную, чтобы получить мученический венец и вечное блаженство в Царстве Небесном. Этой вере и надежде, упованию и мужеству мы должны научиться, прославляя и величая святую великомученицу Варвару.

Вот те уроки, которые всем нам сегодня еще и еще раз преподносит Святая Христова Православная Церковь. Сложите эти назидания в свое сердце и постарайтесь в своей жизни хоть чуточку быть похожими на тех святых, память которых мы торжественно совершаем. Святая великомученица Варваро, святителю отче Геннадие, преподобный отче Иоанне, молите Бога о нас! С праздником, православные!

Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси; что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его (Пс. 8:2, 4-5)? - так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь.

Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем - на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, - смотрела она на это и размышляла.

Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. "Не может быть, - думала она, - чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра". Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.

И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, - и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее, Диоскор, радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге.


Святая великомученица Варвара

Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.

Судья после многообразных увещаний и угроз, видя, что святая непоколебимо исповедует христианскую веру, подверг ее тяжким мучениям. Обнаженную, ее безжалостно бичевали, так что земля обагрилась девической кровью. После этого палачи стали растирать свежие раны волосяными тканями, что причиняло страдалице неимоверную боль. Затем ее ввергли в темницу, где она, измученная и израненная, стала просить у Господа утешения и помощи. И там, в темнице, явился Варваре Сам Господь Иисус Христос, исцелил ее от всех ран и укрепил в терпении ради Царствия Небесного.

После этого святую вновь взяли на мучения: повесили на дереве и строгали ее тело железными крючьями, били по голове железными молотами, а затем отрезали сосцы и после того нагою повели по всему городу. Последнее истязание было для святой и целомудренной девицы самым тяжелым. Она просила Господа, чтобы Он защитил ее от взора любопытных зрителей, и Господь послал Ангела Своего, который тотчас же покрыл ее наготу световидной одеждой. После всех сих мучений святую осудили на смерть через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец-убийца, который собственноручно отсек своей дочери голову. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, из жизнеописания этой великой святой для нас особенно назидательно одно явление в ее духовной жизни, а именно то, что она познала Бога через рассматривание природы. Она была воспитана в языческой вере, никто не научал ее с детства вере в истинного Бога, но через наблюдение над природой она сама познала Его. И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас.

На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку - и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия - свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога.

Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа - это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда пред Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь - преклонись пред величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, святая великомученица Варвара, когда шла на смерть, то испросила себе у Господа дар спасать от болезни и внезапной смерти всех, кто будет вспоминать ее и ее страдания. Помолимся же ей сегодня от всей души, чтобы она, призрев на всех собравшихся в храм сей в день ее памяти, спасла от внезапной смерти и нас, дабы, шествуя путем покаяния и исправления, сподобиться нам будущей вечной жизни. Аминь.


17 Декабря 2018

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всехделех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем”. На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Проповедь в день памяти святой великомученицы Варвары 17 декабря О познании Бога через рассматривание природы. (Архимандрит Кирилл Павлов). Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4-5) – так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь. Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем – на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, – смотрела она на это и размышляла. Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. “Не может быть, – думала она, – чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра.” Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог. И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, – и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее, Диоскор, радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге. Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям. Судья после многообразных увещаний и угроз, видя, что святая непоколебимо исповедует христианскую веру, подверг ее тяжким мучениям. Обнаженную, ее безжалостно бичевали, так что земля обагрилась девической кровью. После этого палачи стали растирать свежие раны волосяными тканями, что причиняло страдалице неимоверную боль. Затем ее ввергли в темницу, где она, измученная и израненная, стала просить у Господа утешения и помощи. И там, в темнице, явился Варваре Сам Господь Иисус Христос, исцелил ее от всех ран и укрепил в терпении ради Царствия Небесного. После этого святую вновь взяли на мучения: повесили на дереве и строгали ее тело железными крючьями, били по голове железными молотами, а затем отрезали сосцы и после того нагою повели по всему городу. Последнее истязание было для святой и целомудренной девицы самым тяжелым. Она просила Господа, чтобы Он защитил ее от взора любопытных зрителей, и Господь послал Ангела Своего, который тотчас же покрыл ее наготу световидной одеждой. После всех сих мучений святую осудили на смерть через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец-убийца, который собственноручно отсек своей дочери голову. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара. Возлюбленные во Христе братия и сестры, из жизнеописания этой великой святой для нас особенно назидательно одно явление в ее духовной жизни, а именно то, что она познала Бога через рассматривание природы. Она была воспитана в языческой вере, никто не научал ее с детства вере в истинного Бога, но через наблюдение над природой она сама познала Его. И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас. На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку – и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия – свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога. Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении. Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа – это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда перед Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь – преклонись перед величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира. Возлюбленные во Христе братия и сестры, святая великомученица Варвара, когда шла на смерть, то испросила себе у Господа дар спасать от болезни и внезапной смерти всех, кто будет вспоминать ее и ее страдания. Помолимся же ей сегодня от всей души, чтобы она, призрев на всех собравшихся в храм сей в день ее памяти, спасла от внезапной смерти и нас, дабы, шествуя путем покаяния и исправления, сподобиться нам будущей вечной жизни. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Память праведника
пребудет благословенной»
(Притч. 10, 7)

Такими словами еще в Ветхом Завете восхвалял святых и пророчески свидетельствовал премудрый Соломон. Это предсказание вечно исполняется. Сегодня, отцы, братья и сестры, Церковь молитвенно вспоминает и прославляет святую великомученицу Варвару.

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305-311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь. Девушка встретила в городе христиан, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения. На каменных ступенях купальни остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую сравнивают с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского. Дочь рассказала Диоскору о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. Когда святую Варвару нашли, то ее жестоко пытали. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам. Твердая исповедница веры Христовой святая Варвара была обезглавлена: ее казнил сам Диоскор, что произошло около 306 года. Возмездие Божие не замедлило постичь мучителя. Диоскор был сожжен молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Святая Великомученица Варвара особенно почитается в Русской Православной Церкви как покровительница христиан, труд которых сопряжен с опасностью и риском для жизни в условиях стихийных бедствий, пожаров и горнодобывающего производства. Поэтому для жителей Кузбасса и тружеников-шахтеров святая Варвара – первая молитвенная предстательница и покровительница в нелегком и трудном земном служении.

В настоящее время мы с вами, братья и сестры, вступили в особый период – на поприще Рождественского поста, который призван способствовать подготовке христианина к достойной встрече праздника Рождества Христова. Святая Церковь в чтениях и песнопениях постоянно призывает верующих к очищению души и сердца от греховной нечистоты. Мы призываемся сделаться лучше, призываемся к трудам Покаяния.

Покаяние – это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божья к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах – это наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает его Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, душа жаждет общения с Богом. Как цветок тянется к солнцу, в его сторону направляет свои листья, так и душа человека устремлена к Богу. Человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Святого Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, очищает людей.

Святая Церковь молитвенно чтит память святых угодников Божиих, прославленных Господом на Небе и на земле за подвиги, которые они совершали в служении Богу и ближним не ради своей славы, но для славы Божией. И «дивный во святых своих» Господь прославил их имена для нашего назидания, чтобы мы видели в святых Божиих людях своих наставников и, «взирая на скончания жительства их, подражали вере их» (Евр. 13, 7) и призывали на помощь, как ходатаев и заступников наших перед Богом.

Прославление святых есть выражение нашего глубокого благоговения к их святой жизни, высоким нравственным совершенствам, к их великим подвигам веры и благочестия, спасительных и для христиан, ибо, подражая угодникам Божьим, мы духовно растем и совершенствуемся.

Читая жития святых, мы бесконечно поражаемся их гигантскими подвигами. Это были богатыри не физической силы, а духа. Но не менее мы поражаемся той бездне, которая отделяет нашу недостойную жизнь от святости наших же русских угодников Божьих, которые были такими же земными, как и мы, но достигли высот праведности, навечно соединивших их с Богом.

Тревожная мысль бьется в нас в поисках ответа, почему мы далеки от христианской праведности. Мы отлично знаем, что христианину подобает любить даже своего врага, но сами тут же оскорбляем, поносим ближнего своего. Внутренний голос совести призывает нас отвращаться от гнусного греха, а страстные силы влекут в свою пропасть. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19), — с болью восклицает апостол Павел, — «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24).

Нельзя изъяснить, оправдать нашу слабость силою и тяжестью различных искушений, которые теснят нас всюду. Подвижники сталкивались с невообразимо большими испытаниями, скорбями на узком пути в Царствие Небесное, однако с Божьей помощью преодолевали их. Действительно, в момент любого нахлынувшего вражьего искушения в нашем сердце встречаются два мира, две силы – добро и зло, дух и плоть. Надо сказать, что в поединке со злыми силами ни один из нас ни за что не выдержит их натиска, ибо мы бесконечно немощны. Но вот с Богом мы всегда победим. Однако нам надо бесповоротно, без колебаний обратить свое лицо к небу, к свету, к Богу и тем самым решительно отвергнуть подступившее зло.

Святые – это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом. Несомненно, если мы постоянно и ежедневно будем обращаться к этому светочу нашей скоротечной земной жизни, то он обязательно окажет нам необходимую молитвенную поддержку, оградит от смертельных опасностей и невзгод, поможет нам достойно совершать свое служение на благо Церкви Христовой, на пользу Отечества и ближних и идти единственной, верной, но трудной дорогой жизни.

Цель жизни христианина состоит в том, чтобы исполнять волю Божию, учиться следовать ей. Это знает, наверное, каждый из нас. А какова воля Божия? Что хочет от нас Господь? Он хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2, 4). Истина – Христос (Ин.14, 6). И спасение наше в единении с Ним – Хлебом Жизни, сшедшим с Небесе (Ин.6, 33).

Будем, братья и сестры, по возможности чаще приступать к святым таинствам Церкви, приступать «со страхом Божьим и верою», чтобы получать спасительную благодать для укрепления своих духовных и физических сил, для преодоления действия злых сил, для единения с Христом Спасителем в таинстве святой Евхаристии и наследования жизни вечной.

Аристарх,

епископ Кемеровский и Новокузнецкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .