Иллюзии мировосприятия. Ограниченное тело и неограниченная душа. Взаимосвязь души и тела Мы в настрое нии, если трое – тело, ум и душа – в согласии и в сотрудничестве. мы расстрое ны, если тело, ум и душа бегут в противоположные стороны или перетягиваю

Душа человека поднимается в небеса, душа животного опускается на землю. - Коэлес, 3:21

Человек никогда не может быть счастлив, если он не заботится о своей душе так же, как о своем теле. - Ребе

Что такое душа?

Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это – ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере так же, как о своем теле.

Приходилось ли вам в вашей жизни переживать истинно святой момент, когда, несмотря на постоянную суматоху вокруг, вы испытывали глубокое чувство благоговения? Это – также голос вашей души, выражающий глубокое удовлетворение по поводу присущей ей общности с силами духовности.

Мы постоянно используем слова тело и душа в различных контекстах. Но знаем ли мы, что они означают в действительности? Какова природа души? Каковы ее взаимоотношения с телом?

Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с Б-гом, нашим Создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано Б-гом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с Б-жественным. Душа необыкновенна по своей природе, ибо «пламя Б-га есть душа человека» (Книга Притчей, 20:27).

Между осязаемой природой тела и трансцендентной природой души существует неотъемлемая дихотомия. Посмотрите внимательно на пламя свечи – оно приблизительно соответствует вашей душе. Пламя поднимается вверх, словно стремится к Б-гу, фитиль же тянет его назад, к земле. Подобным образом ваша душа постоянно стремится вверх, тогда как тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия. Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз.

Чтобы вы были высоконравственной и здоровой личностью, ваши тело и душа должны работать в гармонии. Не следует предпочитать одно другому, потворство своим желаниям или аскетизм. Вы можете и должны объединить тело и душу. А это означает их слияние, обеспечивающее исполнение того предназначения, для которого мы появились в этом мире: чтобы вести полную смысла, плодотворную и добродетельную жизнь, чтобы превратить этот физический мир в уютное обиталище для духовности и Б-жественности. Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты (будь то учитель или воспитатель, бизнесмен или ученый). Важно каждому из нас осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни ежеминутно, ежедневно, ежегодно в соответствии с законами Б-га.

Дихотомия тела и души проявляется повсюду и многообразно: это форма и функция, вещество и энергия, материализм и духовность. Например, все слова, напечатанные в книге, на странице, представляют собой тело, а идеи, которые они выражают, – душу. Это справедливо для любого аспекта нашего мира, потому что сам мир состоит из тела и души, из его материальных и духовных компонентов, которыми снабжает его жизнь. Первый шаг к созданию единства в мире, к одухотворению материальных компонентов состоит прежде всего в том, чтобы каждому из нас объединить собственные тело и душу.

Вести полную смысла жизнь – значит проникать в наружный, материальный слой и соединяться с заключенной в нем энергией. Это не простая задача, ибо тело оперирует органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а душа имеет дело с областью сверхчувствительного (эмоции, совесть, интеллект и, главное, подсознательные духовные силы). Та энергия, которая заключена в этом слое, не поддается, как говорят физики, количественному определению. В том, что нельзя измерить, содержится обычно элемент таинственности. Это не только сила, это сила, называемая нами жизнью. И некоторые элементы жизни мы только что начали открывать.

Многие из нас озабочены поисками внутреннего покоя, счастья, тишины, поисками своей души. Однако используем ли мы в этих поисках подходящие инструменты? Созданные в большой зависимости от органов чувств, мы часто полагаем, что только они имеются в нашем распоряжении. А как трудно постичь свою душу, пользуясь лишь пятью органами чувств! Примерно так же, как с помощью глаз пытаться услышать музыку. Тем не менее зов души настолько силен, что мы никогда не прекращаем таких попыток.

Почему важно знать, какая у вас душа?

Поскольку органы чувств являются до такой степени доминирующими, приходится чуть ли не отказываться от них, чтобы определить то, что находится внутри. Будучи вынужденными временно отказаться от своего зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, с чем бы вы остались? Такая мысль может поначалу привести в отчаяние: вы остались бы ни с чем. Но это не так, вы остаетесь с самими собой. Мы нуждаемся в органах чувств лишь для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, с миром вне нас самих. Вам не нужны глаза, чтобы видеть самих себя, или уши, чтобы слышать себя. Вы знаете, что находитесь здесь, не прибегая к помощи каких бы то ни было органов чувств. Это просто знание, осведомленность, совершенно особое чувство.

Таким образом, мы остаемся полностью живыми без наших органов чувств. Однако без души жизни нет. Да, идет физическая борьба за выживание, но жизнь (как мы ее понимаем) всегда предполагает поиски смысла, поиски души, поиски Б-га. Ученый, исследующий законы природы, испытывает желание приподнять завесу и посмотреть, что происходит за пределами наших внешних чувств. Ребенок, разбирающий свою игрушку, интересуется тем же. Он хочет узнать секрет, который приводит эту игрушку в движение. Эта любознательность составляет суть природы человека.

То же самое происходит с нашей жизнью. Без знания, какие силы движут нами, включая душу, мы никогда не поймем самих себя. А если нас не интересует, как работает душа, мы не сможем о ней заботиться. К счастью, душа, жаждущая пищи, дает нам об этом знать. Как бы долго вам не удавалось ее умиротворять, отвлекая материальным благополучием, она всегда возобновит свои жалобы, сообщая вам, что вы теряете часть своей жизни. Это может принять форму беспокойства, ощущений бесцельности, опустошенности, жажды чего-то еще.

Не подвергая душу испытанию, нельзя добиться развития личности. Именно душа выражает неудовлетворенность, которая является побудительным мотивом для развития. До тех пор пока эгоистичные потребности тела удовлетворяются, оно не испытывает желания совершенствоваться. Душа дает жизни направление и единство. Материальный мир, мир тела, распадается на части. Душа оказывается той основой, вокруг которой объединяется вся наша физическая деятельность. Если бы нам пришлось наблюдать за материальными приводами нашего тела в течение целого дня, мы увидели бы, как оно движется по кругу или под воздействием нечетко выраженных импульсов желания и наугад выбирает стимулы, которые привлекают его в данный момент. Душа соединяет все эти фрагменты, соединяет тривиальное с первостепенным, материальное с духовным.

Кроме того, душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других. При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить. Душа – это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас с Б-гом. Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.

Об одном авторитетном раввине рассказывали, как в детстве он играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по приставной лестнице, но все,кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее дедушка спросил его; «Почему ты не боялся залезть выше других?» –«Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, – объяснил мальчик. –Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались, Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение».

Чем объяснить конфликт между телом и душой?

Между телом и душой происходит непрерывная борьба. Bce конфликты между людьми возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным «я» и потребностью в возвышенном. Чем это объясняется?

Дело в том, что Б-r создавал тела и души раздельно, в две стадии. На первой Он собрал с земли прах, на второй – вдохнул в него дыхание и душу (Брейшис, 2:7). Это было сделано так для того, чтобы человек помнил, что в жизни существуют две разные силы, материальное и духовное. Материальное занимает относительно низкое положение, подобно пыли на земле, духовное является из самого непостижимого места – от Б-га.

Вначале тело и душа были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для выражения воли Б-га. Поэтому Адам и Ева «не стыдились» своей наготы (Брейшис, 2:25), ибо она была такой же естественной, как нагота новорожденного.

Однако первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое «я», оторванное от воли и намерений Б-га. «Глаза» Адама и Евы «были открыты», и они почувствовали стыд из-за своей наготы (Брейшис, 3:7), потому что познали на собственном опыте, что их тела различны по своей сущности. Они решили, что их взаимоотношения отличаются от предусмотренных Б-жественным предназначением. Одна человеческая сущность раскололась на две – на материальные и духовные желания. С этого момента наше предназначение предусматривает восстановление гармонии между телом и душой.

Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям-близнецам Яакову и Эсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью. Эсав – воин, «человек поля». Тело – это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.

И все же этот раскол сохраняется. Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного экстаза, тело заботится о еде и сне. Для тела душа – это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.

Чем же объяснить, что Б-г создал предпосылки для подобного конфликта? По-видимому, тем, что душа нуждается в испытании своих сил, а тело – в совершенствовании, и напряженность между ними способствует тому и другому. В конце концов тело и душа должны понять, что они сильнее тогда, когда действуют вместе. Именно настойчивость тела обеспечивает душе творческие способности, а руководство души побуждает тело сосредоточить свою силу на добрых делах. Стремительная река обладает определенным количеством энергии. Когда эта река перегораживается плотиной, ее укрощенная энергия концентрируется и возрастает во много раз.

Каким должно быть наше воздействие на этот конфликт?

Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил. Полагая, что представляем собой единый организм, мы испытываем сильное замешательство, способное нас парализовать. Передвигаясь взад и вперед между вопросами души и тела, мы не сознаем необходимости их слияния, бываем то добродетельны, то эгоистичны. Наши мотивированные поступки сменяются медлительностью и нерешительностью.

Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из партнеров, а интегрированием их для решения одной задачи – одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души.

Единственная возможность объединить тело и душу–признать, что Б-г гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело. Через учебу и добрые дела она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение, достичь высокого положения, противостоять своей силе, возбуждаемой собственными потребностями. Мы можем испытывать «духовное высокомерие», отдаляясь от других, не заботясь о теле и его потребностях. Однако аскетизм не является приемлемым выходом. Б-г дал нам тело, чтобы мы улучшали и возвышали его, присоединяли его к душе на ее пути.

Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит – осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь. Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу.

Но даже тогда, когда ваша душа жаждет возвышенного, она не должна забывать о вашем теле и материальных нуждах. Наши мудрецы учат: «Беги, как олень, чтобы исполнить волю твоего Отца на небесах» (Поучения Отцов, 5:20). Душа должна бежать, она должна жаждать, но бежать, как олень. Подобно тому как олень даже в полете «поворачивает свою голову назад, к тому месту, откуда он бежит» (Зогар, II:14а), ваше неудержимое желание к возвышенному должно постоянно обращать взгляд на физическую реальность, от которой вы бежите, и осознавать, что любое бегство на небеса предполагает возвращение на землю.

Как только вы признаете свою душу, вам следует начать изучение механизма ее действия. Вы понимаете, что душа приходит из более возвышенного, духовного места и пытается внедрить в вашу жизнь Б-жественность. Вы узнаете, что душа – это то, что ведет вас к жизни, полной смысла. Чтобы заботиться о ней, вы должны изучать мудрость Б-га, познать эту мудрость. Молитва служит эмоциональной лестницей, которая соединяет вас с землей. Молитва, а не материализм обеспечивает вас реальным жилищем, местом внутри вашего тела, где душа может обрести мир и перспективу. Вот почему важно молиться в начале дня – это направит ваш повседневный материальный мир в подобающую плоскость.

И, наконец, надо помнить, что тело и душа сходятся при совершении вами нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается. Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере. Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело.

Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:

– Где живет мудрец?

– Это меня вы ищете, – объяснил ему старик. – Что вас так удивило?

– Я не понимаю. Вы – великий мудрец,у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.

– А где живете вы? – спросил старик.

– Я живу в особняке, большая, богатом доме.

– А как вы зарабатывает на жизнь?

Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает, местным купцам.Старик слушал внимательно, затем поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.

– В маленьком номере постоялого двора, – сообщил торговец.

– Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы вас спросить; «Почему вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?» А вы могли бы ответить:

«Я здесь проездом и не надолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой». То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. Б моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и вы у видите, что я живу во дворце.

Как мы заботимся своей душе?

В настоящее время битва между телом и душой протекает весьма напряженно. Материальный мир, в который погружено наше тело, переживает период беспрецедентного процветания. Уровень нашей жизни высок, мы располагаем техникой, позволяющей нам решать много проблем. В то же время наша душа, как индивидуальная, так и коллективная, жаждет пищи.

Сегодня мы должны заботиться о душе больше, чем когда бы то ни было. Образование и нравственность – главная пища для нее. Вот почему так важно как можно раньше начать изучение и моделирование духовных ценностей. Задача заключается не в том, чтобы воспрепятствовать битве между телом и душой, а в том, чтобы понять цель этой битвы, чтобы смириться с вызовом на битву. Если тело признает главенствующую роль души и заключает мир со своим близнецом, напряженность между ними можно обуздать. Тогда тело становится силой, поднимающей душу на более высокое место, чем то, которое она могла бы занять, действуя самостоятельно.

Гармония между вашим телом и душой распространяется на весь мир и помогает объединить тело и душу, материальное и духовное всей вселенной. Таким образом, ключ к смыслу и счастью в вашей жизни находится в ваших руках. Это – понимание симметрии и ритма вашего собственного тела и вашей души.

Когда в следующий раз вы будете смотреться в зеркало, спросите себя: «Что я вижу перед собой? Я узнаю свое тело, но могу ли я обнаружить внутри него душу? Я уделяю внимание всем своим телесным нуждам, но достаточно ли я забочусь о своей нежной душе? Наконец, я знаю того, в ком нуждаюсь. Но знаю ли я того, кто нуждается во мне?»

Однажды Ребе посоветовал одаренному студенту использовать свое свободное время, для того, чтобы убедить своих товарищей продолжать не только университетские занятия, но и духовные.

– Мой график и так достаточно напряженный, не знаю, смогу ли я добавить к нему что-либо, – сказал молодой человек.

– Откровенно говоря, я не понимаю, где вы черпаете силы и выносливость, чтобы так работать.

– У каждого человека есть и тело, и душа, Это похоже на птицу и ее крылья, Если бы птица не знала, что крылья дают ей возможность летать, они явились бы для нее лишь обузой. По крылья позволяют ей подниматься к небесам. У всех нас есть крылья – наша душа, которые могут поднять нас так высоко, как нам нужно, чтобы полететь. Все мы должны научиться пользоваться ими, – объяснил Ребе.

Адаптированное изложение.

Из книги «К жизни полной смысла»

Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка, corpus vertebrae , представляет переднюю, утолщенную, часть позвонка, оно ограничено сверху и снизу поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков - несколько вогнутой поверхностью, а сзади - уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia - следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости

Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка,

corpus vertebrae, представляет переднюю, утолщенную, часть позвонка, оно ограничено сверху и снизу поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков - несколько вогнутой поверхностью, а сзади - уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia - следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости. Тела позвонков соединены между собой с помощью межпозвоночных дисков (хрящей) и образуют весьма гибкую колонну - позвоночный столб. Дуга позвонка, arcus vertebrae, ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrale; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis, в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком -ножкой дуги позвонка, pedunculus arcus vertebrae. На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior, и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior. Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке вышележащего позвонка, образует межпозвоночное отверстие, foramen intervertebrale, через которое проходят спинномозговой нерв и сосуды. Отростки позвонка, processus vertebrae, общим числом 7, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный, направлен от середины дуги кзади и носит название остистого отростка, processus spinosus. Остальные отростки парные. Одна пара -верхние суставные отростки, processus articulares superiores, располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара - нижние суставные отростки, processus articularis inferiores, выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара - поперечные отростки, processus transversus, отходит со стороны боковых поверхностей дуги. На верхних суставных отростках имеются верхние суставные поверхности, facies articulares superiores; на нижних суставных отростках располагаются такие же нижние суставные поверхности, facies articulares inferiores. Этими поверхностями каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижележащим позвонком.

Есть такие люди, которым хочется докопаться до первопричины всего сущего. Они задают себе вопросы, которые других не волнуют, так как, на их взгляд, не имеют никакого практического применения. Что первично – душа или тело? Что вообще такое – душа? Какая связь существует между душой и телом?

Ответы на эти вопросы, раскрытие этих абстрактных категорий помогают этим людям почувствовать, что в жизни есть смысл. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их обладателями и полностью удовлетворяет их нехватку в познании устройства человека и мира. В частности, она дает ответы на следующий вопрос: почему мы видим мир таким, как привыкли видеть, а не иначе?

Иллюзия первая: чувство собственной единственности

Душа и тело человека тесно взаимосвязаны, примерно в той же степени, как органы в одном организме. Просто душа, она же психика – это «орган», который не виден. Несмотря на это, и физическая часть человека, и метафизическая живут в единой системе и определяют друг друга. О психосоматике – влиянии душевного состояния на здоровье – известно с давних времен. А работает ли этот механизм наоборот? Определяют ли особенности тела наши психологические ощущения?

Человек с момента рождения и до самой смерти ощущает только самого себя. Свой голод и холод, свою радость и боль. Некоторые способны сострадать состоянию другого человека, однако выйти за границы замкнутой капсулы собственного тела невозможно. Каждый ощущает себя отдельным от других, испытывая кажущуюся автономию. Это «условие игры» есть одна из причин первого и очень важного психологического переживания – чувства собственной единственности.

Фоном каждого человека сопровождает чувство одиночества. Это «проклятие» наложено природой нашего физического тела.


Однако такое восприятие реальности – иллюзия.

Тело, действительно, у каждого человека – отдельная, замкнутая система. Но психически мы не обособлены, а напротив, связаны в единый «организм» коллективным бессознательным – одним на всех людей.

Иллюзия вторая: сначала получаю, потом отдаю

Существует еще одна особенность тела, которую мы проецируем и на психологические аспекты. Каждым человеком живут желания и в физическом плане, и в душевном. Для удовлетворения телесного желания сначала нужно потребить вовнутрь, чтобы отдать наружу. То есть сначала прием воды и пищи, а потом очищение, получение энергии для действия. И никак иначе.

В психике же этот принцип перевернут с точностью до наоборот. Чтобы удовлетворить психическую нехватку, сначала нужно сделать усилие, то есть отдать, и только потом приходит наслаждение. Иными словами, сначала нужно совершить созидательное действие, а удовольствие нахлынет во время процесса и после.

Таким образом тело, привыкшее получать – есть, пить дышать, спать – вводит человека в заблуждение. И если мерить одним аршином душу и тело, то этим можно сломать себе судьбу. Ведь стремление получать удовольствие только для себя, внутрь, ничего не отдавая телом и душой, лишает человека наслаждения от жизни.

Так стоит ли жить по принципам ограниченного и конечного тела или сменить фокус на бескрайние просторы бессознательного?

Реальность как она есть

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика человека складывается из векторов – врожденных групп желаний и свойств. Всего в природе их восемь, у современных жителей больших городов, как правило, в среднем от трех до пяти.

Телом человек рождается, условно говоря, совершенным: у всех плюс-минус одинаковый набор органов и частей тела. А вот психика одного человека, его индивидуальное бессознательное – это лишь фрагмент. Условно говоря, душой каждый из нас – элемент, составляющая одного целого – коллективного бессознательного.

Один человек, например, рождается с . Он шустрый, ловкий, расчетливый – никогда свою выгоду не упустит. Другой человек с , точная его противоположность – неспешный, внимательный к деталям, усидчивый и с энциклопедической памятью – обожает учиться и учить других.

Зрительный человек рождается с мощной эмоциональной амплитудой в диапазоне от страха до любви. Он жить не может без путешествий, искусства, ярких эмоциональных переживаний. Его «старший брат» – человек со звуковым вектором. Тихий, любящий быть в тишине, темноте и одиночестве, размышляющий о мире и о себе: «В чем смысл жизни?»

Люди разные. Рождаются с различными или похожими наборами векторов, получают в детстве разное развитие, в дальнейшем проходят разный жизненный путь… Однако каждый присутствует своей психикой, словно кусочком мозаики, на общей картине бессознательного. И все мы своими состояниями влияем друг на друга.

Выживают люди только вместе. Человек – вид социальный. Именно поэтому понимание особенностей строения и развития психики вида дает человеку огромные преимущества в жизни.

Гармония души и тела

Несмотря на то что знания эти не о материальном, все же они совершенно практичные, позволяющие кардинально изменить качество жизни человека.

Иллюзии мировосприятия, сформированные телом, в любом случае влияют на качество жизни человека, даже если он не догадывается об их существовании. Одни всю жизнь живут с чувством тоски, непреходящего одиночества, до абсолютного отчаяния. Другие сокрушаются, что не могут взять от жизни всё – ищут источник ощущения счастья, радости, удовлетворения и не могут найти, не понимая основных принципов строения и работы психики, не осознавая, что живут иллюзиями.

Найти связи между душой и телом, между нашими желаниями и возможностями – значит избавиться от застарелых проблем, обрести радость жизни. Получить такой результат может каждый человек, если в полной мере раскроет все тайны бессознательного. Узнает природу каждого вектора и механизмы взаимодействия векторов между собой. Определит свой векторальный набор и, соответственно, свое место, свой смысл в этом мире.


На это решились уже десятки тысяч человек, которые оставили о положительных результатах. Вот три из них:

«Всемирные заблуждения. В нашем мире существует очень много неверных установок и заблуждений, которые приходят к нам в голову и ограничивают наше развитие. В процессе тренинга происходит переосмысление, осознания причин и исправления неверных установок и заблуждений, подхваченных за жизнь от других добросовестно заблудившихся. В качестве примера приведу одну установку, которую нам вешают психологи от псевдопсихологии, называется она так – люби себя, наплюй на других, нанося этим вред людям. Верная установка – возлюби ближнего своего, как самого себя. На тренинге происходит процесс понимания, почему это так, а не иначе, идет осознание причин и не вызывает никаких противоречий».

«Спасибо за возможность почувствовать больше счастья в этой жизни, почувствовать вкус жизни во всех её проявлениях. Почувствовать саму жизнь и прикоснуться к тому, что мы называем смыслом жизни. Сказать с уверенностью, что бог есть. Увидеть красоту там, где до этого её было трудно разглядеть. Взглянуть на окружающих ясным, открытым взором.

Спасибо за возможность чаще улыбаться. Просто от понимания других людей. Спасибо за возможность познать мир, в котором мы живем, заглянув в душу человека. Принять мир другого человека, как свой, почувствовать его желания, увидеть мир его глазами, разделить его страдания, не пройти мимо в трудную минуту – это и есть настоящее счастье!»

«Я жил в каком-то нереальном, придуманном мной мире. Жил иллюзиями, не имеющими никакого отношения к реальной жизни. Сейчас оглядываюсь назад и испытываю страх от понимания того, к чему все это могло привести.

Проблемы, вернее, то, что я раньше называл проблемами, теперь таковыми не являются. Совершенно поменялся взгляд на них, они перестали для меня существовать. Я сейчас четко дифференцирую свои состояния, свои желания, чувства и мысли. Понимаю их корни. Сейчас я знаю себя как никогда раньше, и это ни с чем не сравнимый кайф!»

Познакомиться с собой поближе можно уже на бесплатном онлайн-тренинге « ».

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В некоторых переводах Священного Писания существует некоторые непонимания в отношении правильности перевода слов «душа» и «дух», несмотря на то, что в греческом языке слова, означающие душу и дух, делают различие между ними достаточно ясным. В различных местах одно и то же греческое слово оказывается переведено, как душа или дух, согласно пониманию переводчика.

Автор послания к Евреям (4:12) подчеркивает это различие следующими словами: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделе­ния души и духа...». Дух и душа - это совсем не одно и то же. Душа занимает наибольшую часть нашей плотской жизни. Неумение понять это, а также понять различие между ними, ведет многих людей к осуждению и оставляет их широко открытыми для доступа сатане, который приходит как «клеветник на братьев» и подрывает уверенность, которую люди должны иметь в Боге.

Без такого понимания люди, имеющие жизнь в духе для Бога после своего обращения, подвергаются искушению не принимать в расчет реальность их новой жизни во Христе из-за проблем, переживаемых ими в душе. Сатана любит вводить нас в замешательства такого рода и держать нас в поражении.

Тело

Тело - наиболее легкая для нашего понимания и определения часть нашего сотворенного существа, прежде всего потому, что она обладает явной и видимой реальностью. Лица, занимающиеся медицинской практикой, достигли огромных успехов в обращении с физическими нарушениями. Однако тело имеет настолько сложную структуру, что даже при всех огромных успехах, достигнутых наукой, в нашем понимании тела остаются большие пробелы. Только лишь абсолютный Божий гений мог задумать и собрать вместе сотни взаимозависимых и в совершенстве сбалансированных органов, чтобы создать человеческое тело.

Мы не будем вдаваться в споры по вопросу об эволюции и сотворении, за исключением того, что я хотел бы сказать, что чем больше я занимался изучением всех лабиринтов сотворенной сферы, чем больше я видел разлагающийся мир второй половины двадцатого века, тем менее достоверными представлялись мне весьма теорети­ческие и абсолютно недоказанные аргументы эволюционистов.

Они спокойно утверждают, что эволюционный процесс явился результатом постепенного усовершенствования мира путем естественного отбора. Тем не менее, эта теория эволюции за последние 10 лет подверглась жестокой критике как изнутри, со стороны ученного мира, который первоначально дал ей рождение, так и со стороны ученых, чьи комментарии не являются предубежде­нием, вызванным какой-либо специфически религиозной точкой зрения.

Например, расхождение между ранней датой сотворения мира, предположенной геологами, и тем сроком, который требуется по утверждению эволюционистов для эволюционного развития челове­ка, настолько огромно, что делает сейчас всю теорию эволюции еще менее жизнеспособной, чем это было тогда, когда ее предложил Дарвин.


В отношении естественного отбора история показывает, что самые приспособленные в смысле силы и богатства, только лишь в редких случаях были действительно личностями^ которым можно было доверить такую силу. Естественный отбор очень часто подразумевал собой преследование и даже покушение на геноцид со стороны тех, кто оказался на вершине эволюционной лестницы!!

Это человеческое учение не выдерживает в контрасте со служени­ем Иисуса, Который служил угнетенным и бедным и резко выступал против злоупотребляющих своей силой и влиянием. Суд, исполнен­ный ангелами на Иродом (Деяния 12:22), когда он был изъеден червями и умер, мог бы послужить интересным комментарием к тому, как Бог воспринимает возвышающих себя и злоупотребляющих своей властью над людьми.

Независимо от различных теорий или интерпретаций происхожде­ния человека, в конечном итоге Создателем является Бог, и я стою на том, что, как утверждает Писание: «Вначале сотворил Бог...». Тело, которое имеет каждый из нас, само служит неоспоримым доказательством чуда из области творения. Тем не менее, каждый из нас знает, что тело не всегда функционирует совершенным образом, и независимо от того, как Бог создал человека, сейчас тело подверга­ется болезням, слабостям, уродствам, и несчастным случаям, и часто нуждается в исцелении.

Тело само создано таким образом, чтобы защищать себя от вторжений и исцеляться самостоятельно. Оно имеет собственные защитные функции, встроенные защитные системы, такие как антитела в потоке крови, которые борются против вторгшихся организмов, или системы скорой помощи, например когда человек поранится, немедленно некая субстанция в крови, которая называет­ся фибриногеном, в реакции с кислородом воздуха изменяет свою природу и формирует сначала сгусток крови, а затем корочку, которая со временем опадет, когда под ее защитным покровом образуется новая плоть.

И только лишь когда встроенные защитные системы не справляют­ся, или повреждение настолько серьезно, что становится крайне необходима посторонняя помощь, тогда большинство людей думают об обращении к медицине. К сожалению, только тогда, когда не помогает и это, большинство христиан ищут личного служения со стороны тех, кто верит в исцеление и освобождение. Как это обычно бывает, Бог становится последним прибежищем!

Именно в таких случаях те, кто занимается служением исцеления, должны быть особенно чувствительны к Богу в духе, ибо большин­ство болезней, вызывающих страдания людей, имеют корни, лежащие в нефизической сфере. До тех пор, пока не будет ясного понимания о сотворении Богом человека, не всегда легко точно указать на источник проблемы и принести исцеление или освобождение страждущему.

Душа

Когда мы говорим о душе, то мы берем на себя смелость вторгаться в такую сферу, которая не может быть измерена учеными, но понять которую можно лишь в свете Священного Писания и опыта. Когда Бог создал человечество, каждому человеку Он дал живую душу. Душа является тем измерением нашей плотской жизни, которое живет вечно. Когда наше тело умирает, оно или разложится или будет кремировано. Физическая часть нашей сущности бесспорно является временной, ограниченной и сжатой во времени в короткий срок - временную капсулу внутри царства вечности.

Когда тело умирает, заканчивается период его полезности. Тем не менее, душа не ограничена измерением времени и семидесятилетним сроком. И это наше вечное предназначение простирается далеко за пределы могилы, что определяет необходимость евангелизации и указывает на разговор Иисуса с Никодимом о необходимости рождения свыше. Каждый из нас является духовным существом, которому Бог дал душу, и они вместе (душа и дух) обитают внутри тела и образуют личность, каковой мы и являемся.

Большинство комментаторов согласились бы с тем, что сама душа содержит три главных измерения - разум, чувства и волю, каждое из которых должно быть ясно понято, если мы хотим иметь некото­рую доктрину и понимание о человеке, что явилось бы твердым основанием для построения теологии исцеления и освобождения. Есть несколько хороших книг, которые рассматривают эти стороны глубоко, но в изучении нашей темы важно понимать, что разум, чувства и воля не являются физическими органами (им нельзя дать таблетку или вырезать при операции!), хотя ясно, что тело может быть подвергнуто лечению и иным воздействиям, которые в свою очередь могут оказать глубокое влияние на душу.

Разум

Разум является такой частью души, которая обрабатывает всю информацию, поступающую через физические органы чувств, мысли, и обеспечивает некое рациональное основание, на котором изо дня в день принимает решения по вопросам текущей жизни. Сознание - это не мозг. Мозг является просто большим физическим органом, который действует очень похоже на некий компьютер, сохраняющий большое количество информации и выполняющий множество мелких функций, управляющих телом без участия разума, которому не нужно обязательно обдумывать всегда, что следует сделать в следующий момент.

Тем не менее, разум может перехватывать некоторые из стандар­тных команд мозга, управляющих телом (таких, как дыхание - на ограниченный отрезок времени можно задержать дыхание, прекра­щая потребление кислорода), но к счастью большинство функций мозга, управляющих телом, абсолютно непроизвольны - мы не можем, например, заставить сердце прекратить биться. Произволь­ное управление такими жизненно важными механизмами не запро­граммировано в компьютере его Создателем!

При помощи разума мы можем решить - хранить в памяти важную информацию или нет, и затем можем восстановить (вспомнить) эту информацию, когда она нам понадобиться. При помощи разума мы можем обдумывать идеи, создавать картины, генерировать замыслы и вырабатывать планы действий, ни на один сантиметр не двигая никаким своим физическим органом нашего тела. Эта способность концептуализации и созидания является одним из сильнейших доказательств того, что человек действительно сотворен по образу Божьему, ибо Бог является Творцом.

Когда разум человека и его мозг расстроены, и там уже не протекают разумные мыслительные процессы и не обеспечивается логически здоровое поведение тела, то мы говорим, что человек психически болен. Хотя в действительности определить - что означает быть психически больным, может быть дано только в свете подлинного понимания духовной истины. Без такого понимания человек постоянно ограничен в возможностях наблюдения иоценки.

Вопреки греческому происхождению слова «психиатр», которое означает «доктор души», современная психиатрия главным образом опирается на медикаментозное лечение, воздействующее на химические процессы мозга (то есть тела). Несомненно, они эффективны для подавления антисоциального поведения, которое может причинить вред как самому больному, который и так доста­точно страдает, так и всем тем, кто заботится о нем и живет с ним рядом. Однако, некоторая часть психиатров готова пойти дальше, и такое пичкание лекарствами провозгласить подлинным лечением, и многие легко соглашаются, что плохо представляют себе, почему эти химикалии действуют таким образом!

К несчастью, побочные эффекты многих лекарств весьма значи­тельны и психиатрии приходится поддерживать равновесие между ущербом, причиняемым пациенту, и тем, кто так или иначе вынужден мириться с причудливыми крайностями человеческого поведения.

Я ни коим образом не сомневаюсь в честности и преданности психиатров. Я верю, что большинство из них являются самоотвер­женными врачами, отдающими делу все свои способности в преде­лах, заложенных в их профессии. Но эти пределы неминуемо исключают духовное и демоническое измерение душевных болезней. Действительно, мы знаем некоторых пациентов, о которых нам говорили, что для получения медицинской помощи от психиатров, им необходимо отложить в сторону их религиозные вероисповедания.

Вне сомнения, что как может быть больным тело человека, также может быть больным его разум, и В любом служении исцеления или освобождения нам необходимо знать, что корни болезни человека могут лежать в этой области своего существования. Симптомы, имеющиеся в наличии и корни болезни могут существенным образом различаться. Когда кто-то приходит помолиться о симптомах болезни, как я это называю «приходят со своим планом лечения для Бога», то «Божий план лечения для них» в первую очередь касается корней болезни.

Пока мы не рассмотрим внимательно Божий план, любое служе­ние, оказываемое человеку, будет неполным, и, в конечном итоге, может даже отвратить человека от поисков исцеления и освобожде­ния и даже от Самого Бога. Я верю, что наиболее общей единой причиной, почему человек не получает исцеления через молитву, является то, что служитель молится не о том, о чем нужно молиться - он молится о человеческом плане лечения, а не о Божьем.

Эмоции

Эмоции - это чувства, которые мы переживаем внутри себя, как реакцию на события, происходящие вокруг нас. Эти события могут воздействовать на нас через наши телесные органы - например, на внезапный громкий шум нашей реакцией может стать страх; через наш разум - удовлетворение от созидательной мысли может доставить нам удовольствие; через нашу волю - плохое решение может привести к страданию и недомоганию; или через наш дух - существует множество духовных переживаний, результатом которых может быть глубокая и продолжительная радость. Действительно, высочайшим переживанием наших эмоций является, как я считаю, переживание, когда наш дух, душа и тело действуют в совершенной гармонии и во взаимоотношениях с Богом.

Многие члены Церкви презирают эмоциональные переживания, как неуместные в реальной духовности. Однако, такая позиция отрицает сам факт того, что Бог снабдил нас эмоциями для определенных целей. Вместо того, чтобы отрицать наличие столь тонкой сферы Божьего творения, было бы значительно более честным признать эмоциональную реальность и вынести эмоции Господу для исцеле­ния. Действительно, если поврежденные эмоции не исцелены, они накапливают огромный потенциал, вызывающий крушение нашей жизни, а также заставляет страдать находящихся с нами в повседнев­ном общении. Эмоции нуждаются в исцелении точно также, как и физические раны.

Против всех евангельских действий неоднократно выдвигалось обвинение, что они играют на эмоциональной чувствительности и ранимости некоторых людей. Но существует громадная разница между действительной реакцией в эмоциональной сфере, которую человек переживает в Божьем присутствии, и возбужденными чувствами, не имеющими никакого отношения к реальности. Для большинства людей переживание обращения к Богу, рождение свыше, по полному праву включает эмоциональный момент, и я ни в коем случае не хотел бы отказать людям в привилегии ответить Богу всеми своими чувствами, когда Он входит в их жизнь или в любом другом случае их прохождения через духовные переживания.

Подобные оценки применимы ко многим переживаниям, которые может испытать христианин на своем личном опыте. Вред, причинен­ный бесчисленному количеству христиан, вынужденных похоронить свои эмоции в трясине боли, оставил нас с поколением, покрытым шрамами и ранами в этой области. Очень немногие люди, кому мне приходилось служить за последние годы, не нуждались в глубоком эмоциональном исцелении в дополнение к молитве об очевидно явленных симптомах, которые явились главной причиной обращения за помощью.

Существует много различных источников эмоциональной боли - такие переживания, как половое насилие или физическое оскорбле­ние, что наносит такой вред в сферу эмоциональных реакций, что люди предпочитают скрывать свои действительные чувства, и становятся эмоциональными инвалидами. Человек достиг удивитель­ного мастерства носить маски, скрывающие их действительные чувства. И так уж сложилось в Теле Христа, что ты всегда должен выглядеть так, чтобы все думали, что у тебя «все хорошо», атак как действительная ситуация в корне иная, то эти маски служат отличи­тельным клеймом определенных кругов христианства!

Я благодарю Бога, что Он не только исцеляет большинство очевидных болезней у людей, но также и приносит исцеление эмоциям - той области нашей жизни, которая страдает от жестокости, отсутствия внимания или даже простого невежества со стороны всех тех, с кем мы были в прошлом близки.

Ясно, что эмоции могут быть больны и очень больны. Равным образом, ясно, что Бог не хочет оставить Своих людей больными ни в одной из сфер их жизни. Иисус умер не только для того, чтобы вы могли наследовать вечную жизнь, но также и для того, чтобы мы могли получить спасение, что означает как исцеление, так и освобождение. Это очень, очень хорошая весть для многих, многих людей, залечивающих свои эмоциональные раны и страстно желаю­щих избавления от них.

Воля

Третий главный элемент души - тот, с помощью которого мы принимаем решения. Писание говорит о том, что дух обладает волей, то есть силен, но плоть немощна. Значение этой фразы, которая вошла в обиход в связи с понятием об искушениях, заключается попросту в том, что если плоть не распята, воля выходит из-под контроля.

Сатана будет использовать любую уловку, чтобы заставить нашу волю подчиняться плоти, вопреки установленному Богом порядку. Человек, переживающий целостность и здоровье и ходящий в послушании перед Богом, содержит свою волю под господством Иисуса Христа, и чья плотская жизнь, как следствие, находится под Его контролем. Эта сторона нашей жизни не из тех, о которых принято говорить открыто, так как если бы действительная истина, касающаяся всех сторон нашей жизни, стала известна публично, некоторые люди были бы очень смущены и сидели бы каждое воскресенье в Церкви с красными лицами!

Распинать свою плоть - самая непопулярная фраза из всех тех, какие Павел когда-либо писал в своих посланиях, но она служит путем к полноте и здоровью (святости), что принесет чудесный плод во всех измерениях нашей жизни. Ключом служит контроль воли.

Многие люди настолько больны в этой сфере своей жизни, что они не способны принимать правильные решения - искушения слишком сильны для них. Один из главных тактических ходов сатаны по отношению ко всем христианам - заполучить контроль над этой областью. Если он выиграет здесь, он выиграет везде. Исцелить больную волю можно и часто может оказаться необходимым освобождение, но это требует решительности и послушания со стороны христиан, которые им может дать только Святой Дух.

Открыть все Закрыть все

1-череп
2-позвоночный столб
3-ключица
4-лопатка
5-грудина
6-плечевая кость
7-лучевая кость
8-локтевая кость
9-кости запястья (ossa carpi )
10-кости пясти
11-фаланги пальцев кисти
12-тазовая кость
13-крестец
14-лобковый симфиз (symphysis pubica )
15-бедренная кость
16-надколенник (patella )
17-большеберцовая кость
18-малоберцовая кость
19-кости предплюсны
20-кости плюсны
21-фаланги пальцев стопы
22-ребра (грудная клетка).

1-череп
2-позвоночный столб
3-лопатка
4-плечевая кость
5-локтевая кость
6-лучевая кость
7-кости запястья (ossa carpi )
8-кости пясти
9-фаланги пальцев кисти
10-тазовая кость
11-бедренная кость
12-большеберцовая кость
13-малоберцовая кость
14-кости стопы
15-кости предплюсны
16-кости плюсны
17-фаланги пальцев стопы
18-крестец
19-ребра (грудная клетка)

А - вид спереди
Б - вид сзади
В - вид сбоку. 1-шейный отдел
2-грудной отдел
3-поясничный отдел
4-крестец
5-копчик.

1-остистый отросток (processus spinosus )
2-дуга позвонка (arcus vertebrae )
3-поперечный отросток (processus transversus )
4-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
5-ножка дуги позвонка (pediculli arcus vertebrae )
6-тело позвонка (corpus vertebrae )
7-реберная ямка
8-верхний суставной отросток ()
9-поперечная реберная ямка (реберная ямка поперечного отростка).

1-тело позвонка (corpus vertebrae )
2-реберная ямка
3-верхняя позвоночная вырезка ()
processus articularis superior )
5-поперечная реберная ямка (реберная ямка поперечного отростка)
6-поперечный отросток (processus transversus )
7-остистый отросток (processus spinosus )
8-нижние суставные отростки
9-нижняя позвоночная вырезка.

1-задний бугорок (tuberculum posterior )
2-задняя дуга (arcus posterior )
3-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
4-борозда позвоночной артерии (sulcus arteria vertebralis )
5-верхняя суставная ямка
6-поперечное отверстие (отверстие поперечного отростка)
7-поперечный отросток (processus transversus )
8-латеральная масса (massa lateralis )
9-ямка зуба
10-передний бугорок (tuberculum anterior )
11 -передняя дуга.

1-зуб осевого позвонка (dens axis )
2-задняя суставная поверхность (facies articularis posterior )
3-тело позвонка (corpus vertebrae )
4-верхняя суставная поверхность (facies articularis superior )
5-поперечный отросток (processus transversus )
6-нижний суставной отросток: 7-дуга позвонка (arcus vertebrae )
8-остистый отросток.

1-остистый отросток (processus spinosus )
2-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
3-дуга позвонка (arcus vertebrae )
4-верхний суставной отросток (processus articularis superior )
5-поперечный отросток (processus transversus )
6-задний бугорок поперечного отростка
7-передний (сонный) бугорок
8-поперечное отверстие (отверстие поперечного отростка)
9-тело позвонка.

1-остистый отросток (processus spinosus )
2-дуга позвонка (arcus vertebrae )
3-верхний суставной отросток: 4-сосцевидный отросток (processus mamillaris )
5-добавочный отросток (processus accessorius )
6-поперечный отросток (processus transversus )
7-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
8-ножка дуги позвонка (pediculli arcus vertebrae )
9-тело позвонка.

1-основание крестца (basis ossis sacri )
processus articularis superior )
3-латеральная часть (pars lateralis )
4-поперечные линии (linea transversae )
5-тазовые крестцовые отверстия (foramina sacralia pelvina )
6-верхушка крестца (apex ossis sacri )
7-копчик
8-крестцовые позвонки.

1-крестцовый канал (верхнее отверстие)
2-верхний суставной отросток (processus articularis superior )
3-крестцовая бугристость (toberositas sacralis )
4-ушковидная поверхность (facies auricularis )
5-латеральный крестцовый гребень (crista sacralis lateralis )
6-промежуточный крестцовый гребень (crista sacralis intermedia )
7-крестцовая щель (нижнее отверстие крестцового канала)
8-крестцовый рог (cornu sacrale )
9-копчик (копчиковые позвонки)
10-копчиковый рог
11-дорсальные (задние) крестцовые отверстия
12-срединный крестцовый гребень

1-первый (I) грудной позвонок
2-головка первого ребра
3-первое (I) ребро
4-ключичная вырезка грудины
5-рукоятка грудины (manubrium sterni )
6-второе (II) ребро
7-тело грудины (corpus sterni )
8-реберные хряши
9-мечевидный отросток (processus xiphoideus )
10-реберная дуга
11-реберный отросток первого поясничного позвонка
12-подгрудинный угол
13-двенадцатое (XII) ребро
14-седьмое (VII) ребро
15-восьмое (VIII) ребро.

1-яремная вырезка
2-ключичная вырезка (incisura clavicularis )
3-вырезка 1-ребра (реберная вырезка)
4-угол фудины
5-вырезка 11-ребра
6-вырезка III-ребра
7-вырезка IV-ребра
8-вырезка V-ребра
9-вырезка VI-ребра
10-вырезка VII-ребра
11-мечевидный отросток (processus xiphoideus )
12-тело фудины
13-рукоятка фудины.

А-первое (I) ребро
Б-второе (II) ребро
В-восьмое (VIII) ребро. A. 1-головка ребра (caput costae )
2-шейка ребра (collum costae )
3-бугорок ребра (tuberculum costae )
4-борозда подключичной артерии (sulcus arteria subclavia )
5-бугорок передней лестничной мышцы: 6-борозда подключичной артерии. Б. 1-головка ребра (caput costae )
2-шейка ребра (collum costae )
3-бугорок ребра, B. 1-головка ребра (caput costae )
2-суставная поверхность головки ребра
3-гребень головки ребра
4-борозда ребра (sulcus costae )
5-тело ребра (corpus costae )
6-грудинный конец ребра.

Вид спереди.

1-фудинная часть диафрагмы
2-грудино-реберный треугольник
3-сухожильный центр диафрагмы
4-реберная часть диафрагмы (pars costalis diaphragmatis )
5-отверстие нижней полой вены (foramen venae cavae inferioris )
6-пищеводное отверстие
7-отверстие аорты (ostium aortae )
8-левая ножка поясничной части диафрагмы
9-пояснично-реберный треугольник
10-квадратная мышца поясницы
11-малая поясничная мышца
12-большая поясничная мышца
13-подвздошная мышца
14-подвздошная фасция
15-подкожное кольцо (бедренного канала)
16-наружная запирательная мышца
17-подвздошно-поясничная мышца (musculus iliopsoas )
18-большая поясничная мышца (отрезана)
19-подвздошная мышца
20-внутрибрюшная фасция
21-межпоперечные мышцы
22-медиальная ножка диафрагмы (левая часть)
23-медиальная ножка диафрагмы (правая часть)
24-латеральная дугообразная связка (латеральная пояснично-реберная дуга)
25-медиальная дугообразная связка (медиальная пояснично-реберная дуга)
26-правая ножка поясничной части диафрагмы
27-срединная дугообразная связка
28-поясничная часть диафрагмы.

Кости туловища

Кости туловища, ossa trunci , объединяют позвоночный столб, columna vertebrales , и кости грудной клетки, ossa thoracis .

Позвоночный столб

Позвонки, vertebrae , размещаются в виде налагающихся друг на друга колец и складываются в одну колонну – позвоночный столб, columna vertebralis , состоящий из 33-34 сегментов.

Позвонок, vertebra , имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка, corpus vertebrae (vertebralis ), представляет собой переднюю утолщенную часть позвонка. Сверху и снизу оно ограничено поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков – несколько вогнутой поверхностью, а сзади – уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia , – следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости. Тела позвонков соединены между собой межпозвоночными дисками (хрящами) и образуют весьма гибкую колонку - позвоночный столб, columna vertebralis .

Дуга позвонка, arcus vertebra (vertebralis ), ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrate ; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis , в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком – это ножка дуги позвонка, pediculus arcus vertebrae , vertebralis , переходящая в пластинку дуги позвонка, lamina arcus vertebrae (vertebralis ). На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior , и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior . Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке верхнего позвонка, образует межпозвоночное отверстие (foramen intervertebrale ) для прохождения спинномозгового нерва и сосудов.

Отростки позвонка, processus vertebrae , в количестве семи, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный направлен от середины дуги кзади – это остистый отросток, processus spinosus . Остальные отростки парные. Одна пара – верхние суставные отростки, , располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара – нижние суставные отростки, processus articulares inferiores , выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара – поперечные отростки, processus transversi , отходит со стороны боковых поверхностей дуги.

На суставных отростках имеются суставные поверхности, facies articulares . Этим поверхностям каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижлежащим.

В позвоночном столбе различают шейные позвонки, vertebrae cervicales , (7), грудные позвонки, vertebrae thoracicae , (12), поясничные позвонки, vertebrae lumbales , (5), крестец, os sacrum , (5) и копчик, os coccygis , (4 или 5 позвонков).

Позвоночный столб взрослого человека образует в сагиттальной плоскости четыре изгиба, curvaturae : шейный, грудной, поясничный (брюшной) и крестцовый (тазовый). При этом шейный и поясничный изгибы выпуклостью обращены кпереди (лордоз), а грудной и тазовый изгибы – кзади (кифоз).

Все позвонки делят на две группы: так называемые истинные и ложные позвонки. В первую группу входят шейные, грудные и поясничные позвонки, во вторую – крестцовые позвонки, сросшиеся в крестец, и копчиковые, сросшиеся в копчик.

Шейные позвонки, vertebrae cervicales , числом 7, за исключением первых двух, характеризуются небольшими низкими телами, постепенно расширяющимися по направлению к последнему VII , позвонку. Верхняя поверхность тела слегка вогнута справа налево, а нижняя вогнута спереди назад. На верхней поверхности тел III - VI шейных позвонков заметно возвышаются боковые края, образуя крючок тела, uncus corporis , .

Позвоночное отверстие, foramen vertebrate , широкое, близкое по форме к треугольному.

Суставные отростки, processus articulares , сравнительно короткие, стоят косо, их суставные поверхности плоские или слегка выпуклые.

Остистые отростки, processus spinosi , от II до VII позвонка постепенно увеличиваются в длину. До VI позвонка включительно они расщеплены на концах и имеют слабо выраженный наклон книзу.

Поперечные отростки, processus transversi , короткие и направлены в стороны. По верхней поверхности каждого отростка проходит глубокая борозда спинномозгового нерва, sulcus nervi spinalis , – след прилегания шейного нерва. Она разделяет передний и задний бугорки, tuberculum anterius et tuberculum posterius , расположенные на конце поперечного отростка.

На VI шейном позвонке передний бугорок развит. Впереди и близко от него проходит общая сонная артерия, a.carotis communis , которую при кровотечениях прижимают к этому бугорку; отсюда бугорок и получил название сонного, tuberculum caroticum .

У шейных позвонков поперечный отросток образуется двумя отростками. Передний из них является рудиментом ребра, задний – собственно поперечный отросток. Оба отростка вместе ограничивают отверстие поперечного отростка, foramen processus transversi , через которое проходят позвоночные артерия, вена и сопровождающее их нервное симпатическое сплетение, в связи с чем это отверстие называют также позвоночно-артериальным, foramen vertebraarteriale .

От общего типа шейных позвонков отличаются CI - атлант, atlas , CII - осевой позвонок, axis , и CVI - выступающий позвонок, vertebra prominens .

Первый (I ) шейный позвонок - атлант, atlas , не имеет тела и остистого отростка, а представляет собой кольцо, образующееся из двух дуг – передней и задней, arcus anterior et arcus posterior , соединённых между собой двумя более развитыми частями – латеральными массами, massae laterales . Каждая из них имеет сверху овальную вогнутую верхнюю суставную поверхность, facies articulares superior , – место сочленения с затылочной костью, а снизу почти плоскую нижнюю суставную поверхность, facies articularis inferior , сочленяющуюся со II шейным позвонком.

Передняя дуга, arcus anterior , имеет на своей передней поверхности передний бугорок, tuberculum anterius , на задней – небольшую суставную площадку – ямку зуба, fovea dentis , сочленяющуюся с зубом II шейного позвонка.

Задняя дуга, arcus posterior , на месте остистого отростка имеет задний бугорок, tuberculum posterius . На верхней поверхности задней дуги проходит борозда позвоночной артерии, sulcus arteriae vertebralis , которая иногда превращается в канал.

Второй (II ) шейный позвонок, или осевой позвонок, axis , имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, dens , который оканчивается верхушкой, apex . Bo круг этого зуба, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом.

На передней поверхности зуба имеется передняя суставная поверхность, facies articularis anterior , с которой сочленяется ямка зуба атланта, на задней поверхности – задняя суставная поверхность, facies articularis posterior , к которой прилегает поперечная связка атланта, lig . transversum atlantis . На поперечных отростках отсутствуют передний и задний бугорки и борозда спинномозгового нерва.

Седьмой шейный позвонок, или выступающий позвонок, vertebra prominens , (CVII ) отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с этим позвонок получил название выступающего. Кроме того, он имеет длинные поперечные отростки: поперечные отверстия его очень малы, иногда они могут отсутствовать.

На нижнем крае боковой поверхности тела нередко находится фасетка, или реберная ямка, fovea costalis , – след сочленения с головкой I ребра.

Грудные позвонки, vertebrae thoracicae , числом 12 (ThI - ThXII ), значительно выше и толще шейных; размер их тел постепенно увеличивается по направлению к поясничным позвонкам.

На заднебоковой поверхности тел находятся две фасетки: верхняя реберная ямка, fovea costalis superior , и нижняя реберная ямка, fovea costalis inferior . Нижняя реберная ямка одного позвонка образует с верхней реберной ямкой нижележащего позвонка полную суставную ямку – место сочленения с головкой ребра.

Исключение составляет тело I грудного позвонка, который имеет сверху полную реберную ямку, сочленяющуюся с головкой I ребра, и снизу – полуямку, сочленяющуюся с головкой II ребра. На X позвонке одна полуямка, у верхнего края тела; тела XI и XII позвонков имеют только по одной полней реберной ямке, расположенной посредине каждой боковой поверхности тела позвонка.

Дуги грудных позвонков образуют округлой формы позвоночные отверстия, но сравнительно меньшие, чем у шейных позвонков.

Поперечный отросток направлен кнаружи и несколько кзади и имеет небольшую реберную ямку поперечного отростка, fovea costalis processus transversus , сочленяющуюся с бугорком ребра.

Суставная поверхность суставных отростков лежит во фронтальной плоскости и направлена у верхнего суставного отростка кзади, а у нижнего – кпереди.

Остистые отростки длинные, трехгранные, остроконечные и обращены книзу. Остистые отростки средних грудных позвонков располагаются один над другим черепицеобразно.

Нижние грудные позвонки по форме приближаются к поясничным позвонкам. На задней поверхности поперечных отростков XI II грудных позвонков имеются добавочный отросток, processus accessorius , и сосцевидный отросток, processus mamillaris .

Поясничные позвонки, vertebrae lumbales , числом 5(LI - LV

processus costalis processus accessorius

processus mamillaris , – след прикрепления мышц.

Поясничные позвонки, vertebrae lumbales , числом 5(LI - LV ), отличаются от прочих своей массивностью. Тело бобовидное, дуги сильно развиты, позвоночное отверстие больше, чем у грудных позвонков, и имеет неправильно-треугольную форму.

Каждый поперечный отросток, располагаясь впереди суставного, удлинён, сжат спереди назад, идёт латерально и несколько кзади. Его большая часть – реберный отросток (processus costalis ) – представляет рудимент ребра. На задней поверхности основания реберного отростка имеется слабо выраженный добавочный отросток, processus accessorius , – рудимент поперечного отростка.

Остистый отросток короткий и широкий, утолщён и закруглен на конце. Суставные отростки, начинаясь от дуги, направляются кзади от поперечного и располагаются почти вертикально. Суставные поверхности залегают в сагиттальной плоскости, при этом верхняя вогнутая и обращена медиально, а нижняя выпуклая и направлена латерально.

При сочленении двух соседних позвонков верхние суставные отростки одного позвонка охватывают с боков нижние суставные отростки другого. На задненаружном крае верхнего суставного отростка имеется небольшой сосцевидный отросток, processus mamillaris , – след прикрепления мышц.

Крестцовые позвонки, vertebrae sacrales , числом 5, срастаются у взрослого в единую кость – крестец.

Крестец, os sacrum , sacrale , имеет форму клина, располагается под последним поясничным позвонком и участвует в образовании задней стенки малого таза. В кости различают тазовую и дорсальную поверхности, две латеральные части, основание (широкая часть, обращенная вверх) и вершину (узкая часть, направленная вниз).

Передняя поверхность крестца гладкая, вогнутая, обращена в полость таза – это тазовая поверхность, facies pelvica . Она сохраняет следы сращения тел пяти крестцовых позвонков в виде четырех параллельно идущих поперечных линий, lineae transversae . Кнаружи от них с каждой стороны находится по четыре передних тазовых крестцовых отверстия, foramina sacralia anteriora , pelvica , (через них проходят передние ветви крестцовых спинномозговых нервов и сопровождающие их сосуды).

Дорсальная поверхность крестца, facies dorsalis sacri , выпуклая в продольном направлении, уже передней и шероховатая. На ней расположены пять рядом идущих сверху вниз костных греблей, образовавшихся в результате слияния между собой остистых, поперечных и суставных отростков крестцовых позвонков.

Кресцовые гребни

Срединный крестцовый гребень, crista sacralis mediana , образовался из слияния остистых отростков крестцовых позвонков и представлен четырьмя расположенными один над другим бугорками, иногда сливающимися в один шероховатый гребень.

С каждой стороны от срединного крестцового гребня, почти параллельно ему имеется один слабо выраженный промежуточный крестцовый гребень, crista sacralis intermedia . Гребни образовались в результате слияния верхних и нижних суставных отростков. Кнаружи от них располагается хорошо выраженный ряд бугорков – латеральный крестцовый гребень, crista sacralis lateralis , который образуется путем слияния поперечных отростков. Между промежуточными и латеральными гребнями залегает по четыре задних крестцовых отверстия, foramina sacralia posteriora , они несколько меньше соответствующих передних крестцовых отверстий (через них проходят задние ветви крестцовых нервов).

Кресцовый канал

По всему длиннику крестца следует крестцовый канал, canalis sacralis , изогнутой формы, расширенный вверху и суженный внизу; он является непосредственным продолжением книзу позвоночного канала. Крестцовый канал сообщается с крестцовыми отверстиями посредством имеющихся внутри кости межпозвоночных отверстий, foramina intervertebratia .

Основание крестца

Основание крестца, basis ossis sacri , имеет поперечно-овальной формы углубление - место соединения с нижней поверхностью тела V поясничного позвонка. Передний край основания крестца в месте соединения с V поясничным позвонком образует выступ – мыс, promontorium сильно выступающий в полость таза. От заднего отдела основания крестца отходят вверх верхние суставные отростки, processus articulares superiores , I крестцового позвонка. Их суставные поверхности, facies articulares , направлены назад и медиально и сочленяются с нижними суставными отростками V поясничного позвонка. Задний край основания (дуги) крестца с выступающими над ним верхними суставными отростками ограничивает вход в крестовый капал.

Вершина крестца

Вершина крестца, apex ossis sacri , узкая, тупая и имеет небольшую овальную площадку – место соединения с верхней поверхностью копчика; здесь образуется крестцово-копчиковый сустав, articulatio sacrococcygea , хорошо выраженный у молодых людей, особенно у женщин.

Позади вершины, на задней поверхности крестца, промежуточные гребни заканчиваются направленными вниз двумя небольшими выступами - крестцовыми рогами, cornua sacralia . Задняя поверхность вершины и крестцовые рога ограничивают выходное отверстие крестцового канала - крестцовую щель, hiatus sacralis .

Верхненаружный отдел крестца

Верхненаружный отдел крестца – латеральная часть, pars lateralis , образовался путем слияния поперечных отростков крестцовых позвонков.

Верхняя, уплощенная, треугольной формы поверхность латеральной части крестца, передний край которой переходит в пограничную линию, носит название крестцового крыла, ala sacralis .

Латеральная поверхность крестца – суставная ушковидная поверхность, facies auricularis , сочленяется с одноименной поверхностью подвздошной кости.

Кзади и медиально от ушковидной поверхности располагается крестцовая бугристость, tuberositas sacralis , – след прикрепления крестцово-подвздошных межкостных связок.

Крестец у мужчин длиннее, уже и более изогнут, чем у женщин.

Копчик, os coccygis , представляет собой кость, сросшуюся у взрослого человека из 4-5, реже из 3-6 позвонков.

Копчик имеет форму изогнутой пирамиды, основание которой обращено вверх, а верхушка – вниз. Образующие ее позвонки имеют только тела. На I копчиковом позвонке с каждой стороны располагаются остатки верхних суставных отростков в виде небольших выступов – копчиковые рога, cornua coccygea , которые направлены вверх и соединяются с крестцовыми рогами.

Верхняя поверхность копчика несколько вогнута, соединяется с верхушкой крестца посредством крестцово-копчикового сустава.

Грудная клетка и кости грудной клетки

Грудную клетку, compares thoracis , составляют грудной отдел позвоночного столба, ребра (12 пар) и грудина.

Грудная клетка образует грудную полость, cavitas thoracis , имеющую форму усеченного конуса, обращенного широким основанием книзу, а усеченной верхушкой – кверху. В грудной клетке различают переднюю, заднюю и боковые стенки, верхнее и нижнее отверстие, которые ограничивают грудную полость.

Передняя стенка короче остальных стенок, образуется грудиной и хрящами ребер. Располагаясь косо, она больше выступает кпереди своими нижними отделами, чем верхними. Задняя стенка длиннее передней, образована грудными позвонками и участками ребер от головок до углов; ее направление почти вертикально.

На наружной поверхности задней стенки грудной клетки, между остистыми отростками позвонков и углами ребер, с обеих сторон образуется два желоба – спинные борозды: в них залегают глубокие мышцы спины. На внутренней поверхности грудной клетки, между выступающими телами позвонков и углами ребер, также образуется два желоба – легочные борозды, sulci pulmonales ; к ним примыкают позвоночной частью реберной поверхности легкие.

Боковые стенки длиннее передней и задней, образованы телами ребер и бывают более или менее выпуклыми.

Пространства, ограниченные сверху и снизу двумя соседними ребрами, спереди – боковым краем грудины и сзади – позвонками, называют межреберьями, spatia intercostalia ; они выполнены связками, межреберными мышцами и мембранами.

Грудная клетка, compages thoracis , ограниченная указанными стенками, имеет два отверстия - верхнее и нижнее, которые начинаются апертурами.

Верхняя апертура грудной клетки, apertura thoracis superior меньше нижней, ограничена спереди верхним краем рукоятки, с боков – первыми ребрами и сзади – телом I грудного позвонка. Она имеет поперечно-овальную форму и расположена в плоскости, наклоненной сзади наперед и книзу. Верхний край рукоятки грудины находится на уровне промежутка между II и III грудными позвонками.

Нижняя апертура грудной клетки, apertura thoracis inferior , ограничена спереди мечевидным отростком и образованной хрящевыми концами ложных ребер реберной дугой, с боков - свободными концами XI и XII ребер и нижними краями XII ребер, сзади – телом XII грудного позвонка.

Реберная дуга, arcus costalis , у мечевидного отростка образует открытый книзу подгрудинный угол, angulus infrasternalis .

Форма грудной клетки у различных людей разная (плоская, цилиндрическая или коническая). У лиц с узкой грудной клеткой подгрудинный угол острее и межреберья шире, а сама грудная клетка длиннее, чем у лиц с широкой грудной клеткой. Грудная клетка у мужчин длиннее, шире и более конусообразна, чем у женщин.

Форма грудной клетки зависит также от возраста.

Ребра, costae , 12 пар, – узкие, различной длины изогнутые костные пластинки, симметрично располагаются по бокам грудного отдела позвоночного столба.

В каждом ребре различают более длинную костную часть ребра, os costale , короткую хрящевую – реберный хрящ, cartilago соstalis , и два конца – передний, обращенный к грудине, и задний, обращенный к позвоночному столбу.
Костная часть ребра

Костная часть ребра имеет головку, шейку и тело. Головка ребра, caput costae , располагается на его позвоночном конце. На ней имеется суставная поверхность головки ребра, facies articularis capitis costae . Эту поверхность на II -X ребрах разделяет горизонтально идущий гребень головки ребра, crista capitis costae , на верхнюю, меньшую, и нижнюю, большую, части, каждая из которых соответственно сочленяется с реберными ямками двух соседних позвонков.

Шейка ребра, collum costae , – наиболее суженная и округлая часть ребра, несет на верхнем крае гребень шейки ребра, crista colli costae , (I и XII ребра этого гребня не имеют).

На границе с телом у 10 верхних пар ребер на шейке имеется небольшой бугорок ребра, tuberculum costae , на котором находится суставная поверхность бугорка ребра, facies articularis tuberculi costae , сочленяющаяся с поперечной реберной ямкой соответствующего позвонка.

Между задней поверхностью шейки ребра и передней поверхностью поперечного отростка соответствующего позвонка образуется реберно-поперечное отверстие, foramen costotransversarium .

Тело ребра, corpus costae , простираясь от бугорка до грудинного конца ребра, является наиболее длинным отделом костной части ребра. На некотором расстоянии от бугорка тело ребра, сильно изгибаясь, образует угол ребра, angulus costae . У I ребра он совпадает с бугорком, а на остальных ребрах расстояние между этими образованиями увеличивается (вплоть до XI ребра); тело XII ребра угла не образует. На всем протяжении тело ребра уплощено. Это позволяет различать в нем две поверхности: внутреннюю, вогнутую, и наружную, выпуклую, и два края: верхний, округлый, и нижний, острый. На внутренней поверхности вдоль нижнего края проходит борозда ребра, sulcus costae , где залегают межреберные артерия, вена и нерв. Края ребер описывают спираль, поэтому ребро перекручено вокруг своей длинной оси.

На переднем грудинном конце костной части ребра имеется ямка с небольшой шероховатостью; к ней прикрепляется реберный хрящ.

Реберные хрящи

Реберные хрящи, cartilagines costales , (их также 12 пар), являются продолжением костных частей ребер. От I до II ребра они постепенно удлиняются и соединяются непосредственно с грудиной. Верхние 7 пар ребер – истинные ребра, costae verae , нижние 5 пар ребер – ложные ребра, costae spuriae , a XI и XII ребра – колеблющиеся ребра, costae fluitantes . Хрящи VIII , IX и X ребер непосредственно к грудине не подходят, но каждый из них присоединяется к хрящу вышележащего ребра. Хрящи XI и XII ребер (иногда X ) не достигают грудины и своими хрящевыми концами лежат свободно в мышцах брюшной стенки.
Особенности двух первых и последних пар ребер

Некоторые особенности имеют две первые и две последние пары ребер. Первое ребро, costa prima (I ), короче, но шире остальных, имеет почти горизонтально расположенные верхнюю и нижнюю поверхности (вместо наружной и внутренней у других ребер). На верхней поверхности ребра, в переднем отделе, имеется бугорок передней лестничной мышцы, tuberculum m . scaleni anterioris . Кнаружи и сзади от бугорка лежит неглубокая борозда подключичной артерии, sulcus a . subclaviae , (след пролегающей здесь одноименной артерии, a . subclavia , кзади от которой находится небольшая шероховатость (место прикрепления средней лестничной мышцы, m . scalenus medius . Кпереди и кнутри от бугорка имеется слабо выраженная борозда подключичной вены, sulcus v . subclaviae . Суставная поверхность головки I ребра не разделена гребнем; шейка длинная и тонкая; реберный угол совпадает с бугорком ребра.

Второе ребро, costa secunda (II )), имеет на наружной поверхности шероховатость – бугристость передней зубчатой мышцы, tuberositas m . serrati anterioris , (место прикрепления зубца указанной мышцы).

Одиннадцатое и двенадцатое ребра, costa II et costa XII , имеют не разделенные гребнем суставные поверхности головки. На XI ребре угол, шейка, бугорок и реберная борозда выражены слабо, а на III они отсутствуют.